AMD отключила поддержку асинхронных вычислений для первого поколения GCN
Разработчикам графических процессоров трудно поддерживать несколько технологий одновременно, особенно если таких технологий накопился целый зоопарк. Никто не станет упрекать AMD или NVIDIA в отсутствии поддержки для карт с архитектурами VLIW4/5 или GeForce FX. Но иногда компании любят рубить с плеча: так, владельцы карт NVIDIA на базе предыдущих поколений, Maxwell и Kepler, сообщают, что в новых драйверах заметна тенденция к снижению общего уровня производительности таких решений. Увы, не избежала подобной печальной участи и AMD. Решение вынужденное, поскольку технологии со времен первых чипов с поддержкой GCN успели уйти вперед, но последствия его вряд ли можно назвать приятными для владельцев таких карт.
Как сообщают зарубежные источники, начиная с версии драйверов Crimson 16.9.2, выпущенной в сентябре этого года, поддержка асинхронных вычислений — то, чем так гордится разработчик архитектуры GCN — доступна не всем картам на основе данной архитектуры. Графические процессоры с реализацией GCN первого поколения (1.0), такие как Oland, Tahiti, Pitcairn и Cape Verde, остались без поддержки асинхронных вычислений. Сама возможность, конечно, не делась никуда, поскольку предусмотрена аппаратно, но программно она более не поддерживается. Под удар попали самые разнообразные карты, в том числе и игровые — Radeon HD 7850 и Radeon HD 7970, а также двухпроцессорный Radeon HD 7990. Более поздних процессоров, таких как Hawaii (Radeon R9 290/390), эта проблема не касается, поскольку в них реализована более новая версия GCN 1.1.
Что самое печальное, под ударом автоматически оказались и владельцы переименнованных версий Radeon на базе первого поколения GCN, в частности, Radeon R9 280X (Tahiti) и ряд других. Впрочем, последнее пока не подтверждено, в драйверах вполне может быть программная подсистема, считывающая название видеоадаптера, и в зависимости от совпадения с заложенными шаблонами отключающая поддержку асинхронных вычислений. AMD оправдывает то, что первое поколение движков, обеспечивающих асинхронные вычисления, не полностью совместимо с современными играми, в частности, в новом Tomb Raider эта функция не работает. Блоки GCN1 ACE не столь эффективны, как в более поздних версиях, и оптимизировать игры с учетом их использования становится все сложнее, ведь тому же Tahiti 9 января 2017 года исполнится пять лет.